Я знаю очень многих людей, которые мучаются болью и сдаются, предпочитая делать то, что им приятно. Слишком часто они позволяют боли вторгаться в их жизнь. Поскольку та или иная деятельность доставляет боль, они стараются свести эту деятельность к минимуму. Они забывают, что такая стратегия создает новый цикл негативных явлений, и попадают в ловушку, которую им ставит боль: если мне больно двигаться, я перестану двигаться. Но если я перестану двигаться, мне будет еще больней, и я не буду двигаться вообще. В длительной перспективе это приводит к увеличению степени заболевания, и страдание становится не только физическим, но и душевным. Тело затвердевает. Оно в буквальном смысле затягивается. Теряется удовольствие жить, связанное со здоровьем.
Я приглашаю всех, у кого что-то болит в результате дисфункции мышц и костей, снова обрести радость жизни, стать более активным и живым. Это возможно. Но это не случится вдруг, ни с того ни с сего. Вы можете сделать так, чтобы это произошло, если измените образ жизни и запретите себе посвящать свою жизнь одним вашим болячкам. Вы можете стать более здоровым завтра, и еще более здоровым — послезавтра. Только позвольте себе не фокусировать внимание на боли.
Вообще-то нас учили, что боль — это плохо. Даже некоторые врачи утверждают это. Поэтому некоторые врачи прописывают самые различные лекарства, часто по настоянию пациента, для того, чтобы замаскировать боль. И часто это бывает недальновидно. При наличии многих проблем с мускулами и костями боль не только благотворна, но и необходима. Без нее мы попадаем в ловушку низкой двигательной активности. Здесь оправдывается поговорка "не было бы счастья, да несчастье помогло".
Недавно я видел женщину, сломавшую ребро в автокатастрофе. Это чрезвычайно больно, как вам скажет каждый, кто когда-нибудь ломал ребро. Она пришла ко мне в кабинет, согнувшись от боли. Когда она попыталась распрямиться, то попросту не смогла этого сделать. Это было слишком больно.
Недостаток двигательной активности у этой женщины, последовавший за травмой, привел к тому, что пораженные мышцы и прочая ткань вокруг сломанного ребра ослабли, уплотнились и пришли в сокращенное состояние. У больной развилось уплотнение поврежденной ткани в районе перелома. Когда она пыталась выпрямиться, она натягивала все это уплотнение шрама и другие ткани. Это было очень больно. Ей внушили, что всякая боль вредна. И потому у нее образовалась привычка уклоняться от боли. Короче говоря, она перестала двигаться.
В действительности же разрешить себе или даже навязать себе некоторую боль при натягивании уплотнившейся ткани рубца было бы самым лучшим для нее в этой ситуации. Позволив себе помучиться болью, она могла бы улучшить свое состояние.