Система защиты низших организмов базируется на реакциях фагоцитоза, инкапсулирования, свертывания гемолимфы и реакциях других гуморальных факторов. По своему механизму действия они имеют очень много общих черт с реакциями высших организмов: фагоцитозом, активацией комплемента, формированием гранулем, опсонизацией, а также с различными проявлениями воспалительных реакций.
У высших же организмов появляются специальные клетки-лимфоциты, которые могут распознавать различные антигены и продуцировать специфические иммуноглобулины-антитела.
Наиболее удачные древние механизмы защиты не были уте-ряны в процессе эволюции. В результате у высших организмов сформировалась многоуровневая структура системы иммунитета. Простые неспецифические и более совершенные специфические механизмы оказались в ней тесно связанными, взаимно усиливая деятельность друг друга.
В процессе эволюции живых организмов выживали только те, кто умел защищать постоянство своей внутренней среды и не допускать проникновения в нее вредоносных чужеродных объектов. Безусловно, в сохранении этого постоянства важнейшую роль играли наружные покровы, защищающие организм от неблагоприятных и агрессивных факторов внешней среды. Наружная кутикула или плотный панцирь служили (подобно крепостной стене) барьером на пути проникновения паразитических организмов. Такие структуры наружных покровов присущи всем живым формам, включая и млекопитающих. При этом наружные покровы в процессе эволюции не оставались просто инертными барьерами, особенно там, где в силу физиологических причин они были тонки и легко проницаемы. Они приобретали способность синтезировать слизь, обволакивающую бактерии, или другие секреты.
У млекопитающих, например, секреты сальных желез кожи могут убивать целый ряд микроорганизмов благодаря действию жирных кислот и рН. Слизистые оболочки тоже приобрели набор защитных механизмов. Клетки респираторного тракта имеют мерцательные реснички, выталкивающие экзогенные объекты, а также продуцируют бронхиальную слизь, обволакивающую микроорганизмы и вирусы. В пищеварительном тракте большую защитную роль играют кислый рН желудочного сока, ферменты и консистенция химуса.
Но любые крепостные стены не будут серьезным препятствием, если их не защищают умелые воины. Поэтому уже у кишечнополостных и губок под эндодермой обнаруживаются фагоцитирующие клетки — блуждающие амебоциты. Они способны фагоцитировать и переваривать чужеродные клетки, участвуя, таким образом, не только в защите, но и в питании своего организма.
Полагают, что именно клетки этого типа стали родоначальниками целой системы, названной лимфомиелоидным комплексом. Те или иные варианты этого комплекса встречаются уже на более поздних этапах эволюции (у червей, моллюсков, членистоногих) в виде разнообразных лимфоидных скоплений и узелков.
Говоря о факторах зашиты низших (беспозвоночных) организмов, следует отметить, что при проникновении чужеродных объектов через их наружные покровы эти организмы включают целый ряд клеточных и гуморальных механизмов, которые можно было бы систематизировать следующим образом:
1) фагоцитоз патогенного объекта;
2) инкапсулирование объекта;
3) свертывание (коагуляция) крови (гемолимфы) и зажив
ление раны;
4) реакции гуморальных факторов.