начинают обнаруживаться только у челюстноротых. Однако все антитела, которые продуцируют хладнокровные позвоночные, характеризуются сравнительно низким аффинитетом. Как правило, это иммуноглобулины класса М.
Отмечается определенная эволюционная консервативность структуры антител. Как правило, все иммуноглобулины состоят из тяжелых и легких полипептидных цепей, собранных в домены.
Что касается IgM, то у рыб, как и у других животных, тяжелые цепи этого иммуноглобулина состоят из четырех константных и одного вариабельного домена. Легкие и тяжелые цепи, как и у высших млекопитающих, соединены S-S связями.
У скатов и акул обнаружены низкомолекулярные антитела, состоящие только из легких цепей. Они получили название IgR. Их роль в процессе эволюции пока остается невыясненной.
У амфибий, рептилий и птиц имеется свободный IgY, который возможно явился предшественником IgG и IgE млекопитающих. Он содержит в своем составе изотип тяжелых цепей, представленных четырьмя константными доменами.
Таким образом, система иммунитета в процессе эволюции формировалась прежде всего как система жизнеобеспечения, защищая живой организм от проникших чужеродных и изменившихся собственных клеток. При этом эволюционным процессом явно поддерживается тенденция к дифференциации и усложнению иммунной системы. С восхождением по эволюционной лестнице у организмов обнаруживается все большее количество клеток, специализирующихся на реализации каких-либо определенных защитных функций. Наиболее удачные варианты закреплялись.
Характерным свойством системы иммунитета является то, что в процессе ее эволюции появляющийся новый признак не отрицал предыдущего. Таким образом, система зашиты на высших ее ступенях имеет уже многоуровневую структуру, которая включается не сразу, а последовательно. Вначале это фагоцитарные и другие древние неспецифические реакции, с их примитивным распознаванием разрушенных и «не своих» молекул. Они же являются включателем более совершенной, специфической системы защиты, которая действует более целенаправленно и эффективно.